серийный автомат Калашникова АК выпуска после 1951 года,
с фрезерованной ствольной коробкой
Летом 1943 года на совещании народного комиссариата обороны СССР, по результатам изучения трофейного немецкого автомата MKb 42(H) и американского карабина M1, было принято решение о необходимости срочной разработки своего комплекса оружия под промежуточный патрон, обеспечивавшего пехоте возможность эффективного ведения огня на дальностях порядка 400 метров (за пределами возможностей пистолетов-пулеметов).
Разработка нового комплекса была начата с создания нового патрона, и уже в ноябре 1943 года всем организациям, занимающимся разработкой стрелкового оружия, были разосланы чертежи и спецификации нового патрона 7.62х39 мм, разработанного конструкторами Семиным и Елизаровым.
Разработки оружия под новый патрон были начаты по нескольким направлениям - автомат, самозарядный карабин и карабин с ручной перезарядкой.
В середине 1944 года комиссия по испытаниям отобрала для дальнейшей отработки автомат конструкции Судаева, получивший индекс АС-44. По результатам его доработки было принято решение о выпуске малой серии и проведении войсковых испытаний, которые прошли весной-летом 1945 года как в группе советских войск в Германии, так и в ряде частей на территории СССР. Общий опыт испытаний оказался положительным, однако военными было высказано твердое требование по снижению массы автомата.
В результате было принято решение провести еще один тур испытаний, в который включился и конструктор Научно-испытательного полигона стрелкового и минометного вооружения (НИПСМВО) в городке Щурово – М.Т. Калашников. В ноябре 1946 года проект Калашникова, в числе некоторых других, был одобрен для изготовления опытных образцов, а самого Калашникова откомандировали на Ковровский завод № 2 для изготовления опытных автоматов.
В результате на очередной тур испытаний, проводившийся в декабре 1946 - январе 1947 года, вышли три автомата - слегка доведенные образцы Дементьева и Булкина, а также фактически новый автомат Калашникова.
По результатам испытаний ни один образец полностью не удовлетворил тактико-техническим требованиям (ТТТ). Автомат Калашникова, будучи наиболее надежным из всех трех, показал недостаточную кучность стрельбы, а единственный автомат, полностью удовлетворивший требованиям по кучности - ТКБ-415 системы Булкина, имел проблемы с надежностью и живучестью ряда деталей.
На заседании испытательной комиссии по результатам очередного этапа конкурса, в конце концов, было принято решение о рекомендации автомата Калашникова АК-47 к войсковым испытаниям как наиболее надежного, а доведение его до требований ТТТ по кучности стрельбы было отложено на неопределенный срок.
Производство новых автоматов Калашникова было решено налаживать на заводе в г. Ижевске, куда Калашников и был командирован из Коврова в конце 1947 года. Первые партии новых автоматов были собраны в Ижевске в середине 1948 года.
В конце 1949 года по результатам войсковых испытаний новый автомат был принят на вооружение Советской армии в двух вариантах под обозначениями «7.62мм автомат Калашникова АК» и «7.62мм автомат Калашникова со складным прикладом АКС» (для вооружения воздушно-десантных войск), также известные как АК-47 и АКС-47.
Серийное производство новых автоматов разворачивалось в Ижевске с большими проблемами. Главной проблемой стала ствольная коробка, собиравшаяся из штампованного стального корпуса и массивного фрезерованного вкладыша в передней части при помощи заклепок. Несовершенство технологии приводило к искажениям формы и размеров ствольной коробки и иным проблемам, что, в свою очередь, вызывало большой процент брака. После анализа проблем конструкторами завода было принято, казалось бы, парадоксальное решение - переход к "устаревшей" технологии фрезерования ствольной коробки из цельной поковки вместо штамповки и клепки будет экономически оправдан из-за резкого снижения количества брака и возвратов автоматов от военной приемки. Новая ствольная коробка была разработана в отделе главного конструктора Ижевского завода, и с 1951 года автоматы АК и АКС стали выпускаться с фрезерованной ствольной коробкой. При этом по ходу производства в конструкцию и технологию выпуска автоматов вносились многочисленные усовершенствования.
Автоматика АК действует за счет отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке канала ствола. Газовый поршень со штоком жестко связан с затворной рамой. После отхода затворной рамы под действием давления газов на нужное расстояние отработанные газы выходят в атмосферу через отверстия в газовой трубке. Запирание канала ствола осуществляется поворотом затвора, при этом два боевых выступа затвора заходят в соответствующие пазы ствольной коробки. Поворот затвора производится скосом затворной рамы. Затворная рама является ведущим звеном автоматики: она задает направление движения подвижных частей, воспринимает большинство ударных нагрузок, в продольном канале затворной рамы помещена возвратная пружина (по аналогии с пистолетами-пулеметами иногда не совсем верно именуется «возвратно-боевой»).
Рукоятка перезаряжания расположена справа и выполнена заодно с затворной рамой.
При отпирании затвора движущейся назад затворной рамой происходит предварительное смещение («страгивание») находящейся в патроннике гильзы. Это способствует сбросу давления в патроннике и предотвращает разрыв гильзы при последующем извлечении даже при очень сильном загрязнении патронника. Выброс стреляной гильзы вправо через окно ствольной коробки обеспечивают установленный на затворе подпружиненный выбрасыватель и жесткий отражатель ствольной коробки. «Вывешенное» положение подвижных деталей в ствольной коробке со сравнительно большими зазорами обеспечило надежную работу системы при сильной загрязненности.
Ударный механизм – куркового типа с вращающимся на оси курком и П-образной боевой пружиной, выполненной из двойной витой проволоки. Спусковой механизм допускает ведение непрерывного и одиночного огня. Единая поворотная деталь выполняет функции переключателя режимов огня (переводчика) и флажкового предохранителя двойного действия: в положении предохранения он запирает спусковой крючок, шептала одиночного и непрерывного огня и препятствует движению назад затворной рамы, частично перекрывая продольный паз между ствольной коробкой и ее крышкой. При этом затвор можно отвести назад для проверки патронника, но его хода недостаточно для досылания следующего патрона в патронник.
Все детали автоматики и ударно-спускового механизма компактно собраны в ствольной коробке, играющей, таким образом, роль и затворной коробки, и корпуса ударно-спускового механизма.
Первые партии АК-47 имели, в соответствии с заданием, штампованную ствольную коробку с вкладышем ствола из поковки. Однако имеющаяся технология не позволила тогда достичь требуемой жесткости коробки, и в серийном производстве холодную штамповку заменили фрезерованием коробки из цельной поковки, что вызвало увеличение веса оружия.
Задний упор направляющего стержня возвратной пружины входит в паз ствольной коробки и служит защелкой штампованной крышки ствольной коробки.
Питание автомата АК осуществляется из коробчатых стальных магазинов (впоследствии дополнен магазинами из легкого сплава) секторной формы с шахматным расположением 30 патронов.
Автомат имеет традиционный секторный прицел с расположением прицельной колодки в средней части оружия и мушки – у дульной части ствола, на треугольном основании. Мушка – регулируемая по высоте, с боков укрыта «крыльями стойки», прицел насечен до 800 м.
Для удобства удержания оружия служат пистолетная рукоятка, цевье и ствольная накладка (соединена с газовой трубкой), изготовленные из дерева.
АК-47 выпускался с постоянным деревянным или складным вперед-вниз металлическим (у АКС-47) прикладом. В гнезде приклада АК-47 помещался пенал с принадлежностью для ухода за оружием.
В процессе производства деревянные детали из березовых заготовок постепенно были заменены: приклад стали выполнять из фанерной плиты, ствольную накладку – из клееного шпона, пистолетную рукоятку – из пластмассы. Небольшая конструкторская группа Калашникова совместно с технологами Ижевского завода несколько снизила вес автомата за счет внедрения новых марок сталей.
Шомпол крепился под стволом и удерживался в канале цевья за счет собственной упругости.
К автомату примыкался прямой плоский штык с длиной клинка 200 мм и шириной 22 мм (на опытных образцах – штык-тесак винтовки СВТ-40).
К достоинствам автомата АК относится высокая надежность даже в самых тяжелых условиях эксплуатации, неприхотливость к обслуживанию, простота в использовании и обслуживании, невысокая стоимость в массовом производстве. Глубокая продуманность, тщательная доводка, сравнительная простота и своеобразное изящество схемы с широким применением принципа многофункциональности деталей обусловили высокую надежность работы оружия в любых условиях. Немало способствовал этому тщательный подбор материалов – в частности, оружейной стали для изготовления ствола и наиболее ответственных деталей оружия. Живучесть ствола автомата составляет 15-18 тысяч выстрелов. Хорошо продуманная и доведенная форма автомата сделала его компактным, удобным при стрельбе и переноске. Немаловажное значение имеет простота разборки автомата и ухода за ним.
Однако АК при всех достоинствах обладает и рядом недостаткам - особенно много заслуженных нареканий вызывает переводчик-предохранитель, неудобный в использовании, а также форма и размеры приклада. Достаточно грубые прицельные приспособления при короткой прицельной линии также не способствуют точности стрельбы, особенно одиночными выстрелами.
Отдельно следует отметить, что один из мифов, связанных с АК, гласит, что Калашников "срисовал" АК с немецкого автомата МР-43, известного также как Stg 44, указывая также, что по некоторым данным Шмайсер работал в Ижевске с 1947 по 1950 годы. Действительно, на первый взгляд, внешняя компоновка АК и МР-43 схожа, как схожа и концепция автоматического оружия под промежуточный патрон. Однако похожие очертания ствола, мушки и газоотводной трубки обусловлены применением схожего газоотводного двигателя, изобретенного задолго до Шмайссера и Калашникова. Разборка АК и МР-43 различается принципиально: у АК снимается крышка ствольной коробки, у МР-43 откидывается вниз на штифте коробка УСМ вместе с рукояткой управления огнем. Различны также устройство запирания ствола (поворотный затвор у АК против перекоса затвора у МР-43) и ударно-спусковые механизмы. Вполне вероятно, что Калашников знал о МР-43, однако очевидно, что при создании своего автомата он более ориентировался на другие известные образцы и системы стрелкового оружия. Основной заслугой Калашникова (а точнее - всей его команды, занимавшейся разработкой и отладкой автомата), является именно оптимальная компоновка уже известных и проверенных решений в единый образец, отвечающий поставленным требованиям.
Во второй половине 1950-х годов автомат Калашникова AK был модернизирован и в 1959 году на вооружение Советской армии принимается новый «7.62-мм автомат Калашникова модернизированный АКМ». Выпуск автоматов Калашникова АК в СССР был прекращен.
АК и в последующем АКМ широко поставлялись дружественным СССР странам и режимам, как в виде готового оружия, так и в виде лицензий на производство в купе со всей необходимой документацией и технической помощью. 7.62-мм автоматы производились в Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Египте, Ираке, Китае, Румынии, Северной Корее, Финляндии, а поставлялись в еще большее число стран. Собственно говоря, столь широкое распространение автоматов Калашникова в мире (как правило, количество произведенных автоматов типа АК по всему миру оценивается порядка 90 миллионов штук) в первую очередь определяется политикой СССР, щедро раздававшего автоматы и технологии его производства всем, кто заявлял готовность идти по социалистическому пути или хотя бы бороться с мировым империализмом и колониализмом. В результате такой щедрости в прошлом, Россия в дальнейшем утеряла значительную часть рынка автоматов, так как только ленивый в странах бывшего социалистического блока не производил тот или иной вариант автомата Калашникова. Говорить о каком либо нарушении патентных прав здесь не приходится, так как даже без учета неоригинальности конструкции ее возраст превышает все максимальные сроки патентной защиты, а полученный в 1997 году патент на "автомат Калашникова" (мировой патент WO9905467 от 4 февраля 1999 г) фактически защищает лишь отдельные решения, воплощенные в автоматах серии АК-74М, но никак не более ранние АК и АКМ.